1–4-е классы: «Снова поднимают фашисты головы, снова хотят войны, гибели и горя людей»
В начале занятия учитель напомнил, что СССР победил в Великой Отечественной войне благодаря сплоченности народа и мужеству армии. В Германии, которая напала на СССР, стоит памятник «Воину-освободителю», история которого связана с подвигом Николая Масалова. О нем ребята узнали из видео.
30 апреля 1945 года старший сержант Николай Масалов вынес из-под огня немецкую девочку. Это произошло в конце войны в Тиргартене во время боев за взятие Берлина. Тогда солдаты обнаружили бункер Гитлера. Незадолго до атаки Николай Масалов услышал крик девочки, которая звала маму.
— Укрываясь от осколков и пуль, он дополз до ребенка, взял на руки и понес, — рассказывает диктор. — Девочка начала кричать еще громче, тогда, чтобы крик ребенка не выдал его немецким солдатам, он попросил своих прикрыть его, и советские воины ответили шквальным огнем. Под прикрытием этого огня сержант Масалов невредимым добрался до своих и передал спасенного ребенка в штаб полка.
По словам учителя, Масалов понимал, что чужих детей не бывает: «ребенок любого цвета кожи, любой национальности, любой страны мира нуждается в защите, бережном отношении и любви». Памятник, стоящий в Берлине, напоминает о человечности русских солдат. Далее разговор пойдет о геноциде советского народа. Фашисты, говорит учитель, создавали концлагеря не только для взрослых, но и для детей. За время войны пять миллионов ребят попали в лагеря смерти.
— Фашиста нельзя сравнивать даже со зверем, потому что любой зверь защищает детенышей, неважно, своих или чужих, — говорит педагог.
При этом, освобождая ребят из концлагерей, советские солдаты спасали и детей из стран Европы. Фашистам не удалось стереть русский народ с лица земли, а после войны в Нюрнберге начался судебный процесс над главными лицами фашистской Германии.
В лагеря смерти попали пять миллионов детей
Затем ребята рассматрели фотографии мемориалов и памятников, посвященных жертвам войны.
— Снова поднимают фашисты головы, снова хотят войны, гибели и горя людей, — говорит педагог. — Наша страна пришла на помощь Донецкой и Луганской народным республикам, российские воины помогают людям сохранить свободу и независимость. Трудное сейчас время на земле Донбасса.
Дети рассмотрели фотографии разрушенных школ Донецка, а потом учитель сказала, что Россия сейчас делает все возможное, чтобы «на нашей земле не было места фашизму».
— Разве можно допустить, чтобы одна страна нападала на другую страну, желая захватить ее земли, богатства, лишить детей радостного детства? — задал риторический вопрос педагог.
В конце ребята встали: учитель объявил минуту молчания в память о погибших в Великой Отечественной войне.
5–11-е классы: «Сегодня мы столкнулись с новыми попытками уничтожения мирного населения»
Учитель заметил, что 19 апреля мы вспоминаем о событиях Великой Отечественной войны и объединяемся в борьбе «с любыми современными проявлениями нацизма и геноцида». О том, что такое геноцид, ребятам рассказало видео.
— Геноцид — это преступления, совершаемые по отношению к группе людей какой-либо национальности, проживающей на территории одного или нескольких государств, с целью ее уничтожения, — говорит диктор.
Жертвами геноцида могут стать люди разных национальностей. В годы Великой Отечественной войны нацисты истребляли народы нашей страны, это и был геноцид. Например, людей отправляли в концлагеря — их узниками стали не менее 18 миллионов человек, 11 миллионов погибло. Однако самое страшное, по словам учителя, это концлагеря для детей. Например, в центре Макеевки немцы организовали приют «Призрение». На видео диктор рассказывает, что фашисты использовали детей, попавших туда, в качестве доноров крови.
После войны по всей стране установили памятники узникам лагерей смерти, например, в Макеевке стоит памятник детям-донорам, а под Симферополем установлен мемориал жертвам фашизма. Об этом подробно — в видео.
— Крым тоже был оккупирован нацистами, — рассказывают ребятам. — С осени 1941 и до весны 1944 года. Это было страшное время для всех жителей полуострова. По последним данным, за два с половиной года оккупации полуострова нацисты расстреляли 72 000 мирных жителей, включая женщин и детей. И 19 000 военнопленных. Одним из самых страшных мест, унесшим пятнадцать тысяч жизней наших соотечественников, был лагерь смерти «Красный» под Симферополем.
В лагере могло разместиться две тысячи узников, которые рыли шахты, носили землю и камни, а порой заключенных сжигали живьем. На месте концлагеря в 70-летнюю годовщину Победы установили мемориал.
Затем педагог рассказал о Нюрнбергском процессе и акцентировал внимание на том, что преступления нацистов не имеют срока давности.
Из видео школьники узнали, что в 2022 году Санкт-Петербургский городской суд признал блокаду Ленинграда геноцидом советского народа, а в 2020–2023 годах факт геноцида нацистами мирных граждан признали суды Крыма, Краснодарского и Ставропольского краев, Белгородской, Брянской и других областей. Диктор говорит, что мы должны восстановить историческую справедливость.
— Наша страна боролась с международным фашизмом, — говорит диктор. — Боролась и победила. Победила тогда — победит и сейчас.
По словам учителя, примером геноцида сейчас может служить Донбасс. На востоке Донбасса в 2022 году восстановили мемориальный комплекс «Саур-Могила», разрушенный «во время начатых новоиспеченными нацистами боев в 2014 году».
— И сегодня мы столкнулись с новыми попытками уничтожения мирного населения, — написано в методичке. — Самый яркий символ и самая светлая память этого — Аллея ангелов в Донецке.
В конце ребята обсудили новую информацию. Например, отвечади на вопросы, почему преступления нацистов не имеют срока давности и какие качества помогли и помогают россиянам бороться за справедливость.